Заповедник каменного зодчества

Автор: Милитина Семёнова Категория: Новостная лента Создано: 19.06.2020 10:14 Просмотров: 137

Владимир Павлович ШАМАКОВ, п.Кикнур:

- В настоящее время в Шамаках сохранились стены от 15 домов - каждый был построен из кирпича, вот и оказались долговечными.

Вот так выглядит сегодня деревня Ш
Вот так выглядит сегодня деревня Шамаки.
Вот так выглядит сегодня деревня Шамаки.
Вот так выглядит сегодня деревня Шамаки.
Вот так выглядит сегодня деревня Шамаки.
1 из 5
Вот так выглядит сегодня деревня Ш

Другие давно разобраны. Знаю, что в 60-х годах отсюда увозили кирпич на строительство Потняковского дома культуры. Тогда говорили, что разломать стены было очень трудно.

Камень стали использовать, возможно, потому, что когда-то часть деревни выгорела из-за неосторожного обращения с огнём.

Каждый хозяин имел свой кирпичный «заводик», за домами и сейчас остались заросшие травой ямы, из которых брали глину. Раньше стояли также сушилки.

Дома в основном были высокие, будто двухэтажные. Ворота, сараи, кладовки тоже возводили из кирпича. Каждый старался чем-то выделить своё жильё, поэтому выкладывали разные узоры, ставили столбики, башенки, у калиток - квадратные тумбы, входные своды делали в форме полукруга.

Деревня наша была односторонней, спереди и сзади простирались приусадебные участки, дома стояли лицом к оврагу, в котором тёк ручей, а отделяла строения от берега общая длинная изгородь.

Люди любили родное место, озеленяли, заботились о чистоте, поэтому на машинах под окнами никто не ездил, даже когда в колхозе появилась техника. Рядом, метрах в 400-х, текла Кокшага. Наши мастеровые соорудили там электростанцию с двумя турбинами.

Почти все в Шамаках работали в колхозе «Восход», многие мужчины зимой заготовляли лес, вывозили, а летом сплавляли по реке в Санчурск на мебельную фабрику и на пивзавод.

Деревня лежала на старом Ветлужском тракте, прямо под прямым углом к нему, а родительский дом стоял как раз на перекрёстке. Кроме Шамаковых, жили Софроновы, Кудрявцевы, одна семья Зарницыных.

Примерно в середине деревни была часовня, тоже каменная. Её позже разобрали по кирпичику: прошёл слух, будто раньше под закладной камень на счастье закапывали денежки, даже золотые. Так от часовни не осталось и следа.

Престольным праздником в Шамаках считался Петров день - 12 июля, память апостолов Петра и Павла, так как деревня относилась к Петропавловскому приходу села Улеш. Село и деревню разделяли всего три километра, до Цекеева было около десяти.

Хотя я рано, в 23 года, уехал из Шамаков, место своего рождения люблю и помню.

Анатолий Николаевич ШАМАКОВ, г.Шахунья:

- Датой образования нашей деревни считается 1803 год - из деревни Зубцово Санчурского района приехала семья Шамаковых. Главу семьи помнят как дядю Васю. Тогда, при Александре I, он откупился от своего барина-помещика.

Но для регистрации населённого пункта, по законам времени, требовались три фамилии, три семьи. Вот Василий и привёз на новое место Дрёминых из Котельничского района, Софроновых - из нынешнего Советского района. Первые поселенцы под поля корчевали лес, деревне сначала дали название - Шамаково.

Я как-то сосчитал: домов в лучшие времена у нас было 46, из которых 30 - каменные, остальные 16 деревянные.

На деревенской улице. Шамаковы Клавдия Алексеевна, Маша, Алексей Иванович, Костя, Миша.
Жители деревни Шамакова Анфиса Степановна с дочерью Нонной. Сегодня Нонна Михайловна Мокерова живёт в Кикнуре.
1 из 2
На деревенской улице. Шамаковы Клавдия Алексеевна, Маша, Алексей Иванович, Костя, Миша.

В советское время все работали в колхозе. У нас было три маслозавода. Масло вырабатывали из льняного семени, которое привозили даже из других деревень. Завод - конечно, громко сказано, потому что вместо техники в нём были лошади, а принцип работы - как на мельнице. Лошадку запрягали, человек водил её по кругу в специальном устройстве. С помощью верёвок она вращала жернова, размалывавшие льняное семя.

Лошадей до войны насчитывалось больше 20, в семидесятые годы осталось только десять. Последнюю лошадку держали на частном дворе у Василия Семёновича Селезнёва, ухаживали и кормили её жители по очереди.

Без лошади в деревне никак - землю вспахать, съездить куда-то. Трактора в колхозы пришли, но для личных усадеб, на вспашку и обработку, их разрешали брать поздновато, лишь по окончании работ. Вот лошадка и выручала.

В десяти хозяйствах держали пчёл, от одного до пяти ульев, не больше, и только для себя.

На полях сеяли хлеб, на лугах у Кокшаги и овраг косили, там же ставили стога сена. Как тут не вспомнить Василия Никандровича Любушкина. В 60-е годы так получилось, что на сенокосе он один из мужчин стога метал. Очень старательный человек: до последних лет ходил из Шамаков в Ветлугаево, сторожил скот. Его сын Евгений сейчас живёт в Улеше. Там же другой наш деревенский - Алексей Бисерев.

Осенью мужчинам давали отпуска, и многие уезжали для заработков на чужую сторону - катали валенки.

На войну ушли из деревни 26 мужчин, вернулись только 13, многие инвалидами.

Лучшими плотниками у нас считались Иван Иванович, Пётр Алексеевич, Иван Егорович, все трое Шамаковы. Особенно первый - на все руки мастер! Рукавицы сшить, грабли сделать, косу насадить - всё умел. Косяки, оконные и дверные, умели делать только он да ещё один человек в деревне. Иван Иванович последние годы перед отъездом работал в Улеше на шерстобойке - механизмы в ней не каждый мог освоить и отремонтировать.

Детей во многих семьях рождалось не по одному. Пятерых имели четыре семьи Шамаковых и одна семья Дрёминых.

Учились мы в Улеше. Далеко в науки раньше, в моей юности, редко кто уходил.

Один мой двоюродный брат, Николай Алексеевич Шамаков, выучился на специалиста по строительному делу, преподавал в Санчурском техникуме. Другой брат, Анатолий Васильевич, окончил речное училище, выходил в плавания на больших кораблях. Его родной брат, Василий, славился как отличный столяр, тоже имел образование.

Николай Иванович Шамаков окончил в Свердловске институт, работал директором школы, потом уехал на Кавказ и преподавал в институте, сейчас там и живёт. В Свердловске же окончил институт Виталий Гаврилович Зарницын, работал инженером.

Я уехал из деревни в 1971 году. Последними её оставили Глафира Петровна Овчинникова и её сестра Клавдия, Анна Савельевна и Марфа Андреевна Софроновы, Александра Алексеевна Шамакова, её сын Евгений Павлович.

Покинула жизнь деревню Шамаки, но, как рассказал Анатолий Николаевич, каждый год летом прокладывает путь к родному дому Виталий Гаврилович Зарницын. Из далёкого Свердловска едет 73-летний мужчина на свидание с малой родиной! Живёт целую неделю или несколько дней в своём доме, вдоль всей деревни выкашивает тропинку. Делает так Виталий Гаврилович на протяжении целых 20 лет!

Выпуск подготовила Милитина СЕМЁНОВА.

Фото предоставлено бывшими жителями д.Шамаки.