У войны не женское лицо

Автор: Светлана МОТОРИНА Категория: Авторская колонка Создано: 30.04.2019 14:21 Просмотров: 5520

"Собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо"...Так пишет Светлана Алексиевич в самом начале своего прекрасного, но вместе с тем мучительно пугающего произведения, заставившего меня пересмотреть многие взгляды на, казалось бы, совершенно обыденные вещи. В преддверии Дня Великой Победы я предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам удивительного шедевра, дабы почтить память героически сражавшихся женщин!

Написанная в 1983 году документально-очерковая книга белорусского автора лишена того чрезмерного пафоса и романтизма, который повсеместно использовался в рассказах о военных событиях еще несколько десятков лет назад...Лишена она и современного бесстыдного поливания грязью, зачастую перекрывающего необходимость преклонения перед святыми подвигами наших соотечественников. Светлана Александровна достаточно откровенно рассказывает о простых женщинах, добровольно принявших на себя мужскую роль и столкнувшихся в дальнейшем с огромными психологическими, физиологическими и даже бытовыми трудностями. Многие из них пожертвовали жизнью, здоровьем, личным счастьем и радостью материнства ради того, чтобы, пройдя сквозь огонь и воду, услышать заветное слово "ПОБЕДА"!
На мой взгляд, Алексиевич, решив создать свой шедевр, изначально хотела избежать банального подробного отчета о том, как представительницы прекрасного пола воевали, отступали, шли в атаку, занимались приготовлением еды для солдат и стиркой их одежды. Ведь дело же вовсе не в мельчайших деталях, а в тонкостях душевных переживаний и в поразительном героизме девчонок сорок первого года, уходивших на фронт наравне с мужчинами, за которых им впору было выходить замуж, а не лежать рядом на сырой земле в холодном окопе. "Пишу не о войне, а о человеке на войне. Пишу не историю войны, а историю чувств. Я - историк души".
Подобно добросовестному репортеру, Светлана Александровна собрала факты и обработала их как опытный режиссер, представивший взору своего зрителя композицию кровавой истории XX века. Женщины, насмотревшиеся на кровь настолько, что после войны даже красные розы и гвоздики вызывали у них отвращение, а куриное мясо предательски напоминало человеческое. Обгрызенные крысами руки тяжелораненых. Мать, которая утопила собственного грудного ребенка, дабы не выдать местонахождение партизанского отряда из-за его плача. Хруст хрящей и звериные крики во время рукопашной. Белые кости на пепелище. Организм, истощенный до такой степени, что многие попросту забыли, каково это - быть настоящей женщиной со своими физиологическими особенностями. И самое страшное - "носить мужские трусы", потому что нет ничего хуже для девушки, чем "умереть некрасивой". А как же любовь? Конечно, была и она, ведь куда девчата без чувств. Но что стало с ней после войны? "На ком ты женился? На фронтовой...У тебя же две младшие сестры. Кто их теперь замуж возьмет?"
Подводя итог всему сказанному, я хочу отметить: есть книги, которые тяжело читать. Есть книги, над которыми плачут. Есть те, которые хочется закрыть и больше никогда не открывать. Все это в равной степени относится к произведению Светланы Александровны Алексиевич. Оно действительно заставило меня посмотреть на многие вещи под принципиально иным углом. Безусловно, я с самого детства слышала о героических подвигах, совершенных во имя спасения Родины, но я никогда не задумывалась о том, какой ценой они дались для женской ранимой души...Об этом хочется читать снова и снова. Хочется. Но страшно.