Марийская культура полна традиционной самобытности

Автор: Екатерина АНТОНОВА Категория: Репортаж Создано: 25.02.2023 15:32 Просмотров: 593

0000 1Так, наверное, исторически сложилось, что культура нашего района базируется по двум основным векторам: Центру русской культуры в селе Кугушерга и Центру марийской культуры в селе Никулята.

Двухэтажное здание сельского Дома культуры в Никулятах капитально отремонтировано в 2021 году. После ремонта на его первый этаж переехал сам Дом культуры и отделение почты, на втором этаже теперь размещается администрация поселения, библиотека и выставочный зал. На сегодняшний день в учреждении трудятся четыре работника культуры.

Старое здание сельского ДК давно требовало ремонта. Клубные формирования в Никулятах всегда были востребованы. Самые популярные из них: «Ивушка», «Звездный вечер», «Улыбка» и «Настроение». Особой гордостью учреждения стал марийский фольклорный ансамбль «Пеледыш», который был создан ещё тогда, когда был построен новый Дом культуры в селе. Его основателем был Александр Подыганов.

Так как ансамбль «Пеледыш» много лет является одним из самых востребованных фольклорных коллективов, его артисты – частые гости концертных программ разного уровня.

– Постоянный костяк вокалистов у нас свой, но гармониста и барабанщика мы всё же привлекаем для гастрольных выездов и для участия в культурно-массовых мероприятиях, – рассказала специалист по методико-клубной работе Зоя Александровна Пуртова.

Одноименное с ансамблем название носит и летний престольный праздник села «Пеледыш Пайрем», что в переводе с марийского языка означает «Праздник цветов». Этот яркий фестиваль народного творчества «распускается» для жителей и гостей села в летнюю пору. В этот день в Никулята традиционно приезжает очень много гостей. Праздничный день начинается с богослужения в храме, а продолжается культурной программой, которую ежегодно пополняют самодеятельные и профессиональные артисты из Республики Марий Эл. А ещё местные жители стараются сохранять свои исконные ремесла, так что на втором этаже Дома культуры для гостей организуют выставку изделий ручной работы.

Традиционные обычаи

Как известно, марийская культура полна традиционной самобытностью. Этим этнографическим направлением работы учреждения руководит Маргарита Васильевна Вохминцева, методист ДК, которая занимаясь исследовательской деятельностью, невольно прониклась и родной национальной культурой.

– Издревле мы стараемся передавать традиции своим детям и внукам. Вот, например, в нашем селе до сих пор строго соблюдают похоронные обычаи народа мари. Сборы покойника в гроб осуществляются основательно. Родственники умершего кладут в гроб запасную сменную одежду, рябиновую ветку, чтобы покойник на том свете смог отогнать от себя диких зверей. А также длинную льняную нитку, чтобы умерший смог перейти по ней как по переправе и обязательно 40 орешков и конфетки для умерших детей, которые встретят его там, – рассказала Маргарита Вохминцева.

Среди родовых традиции народа мари много и тех, которые связаны с появлением человека на свет. Когда младенца привозит из роддома, его кладут на негорячую поверхность печки. Считается: «Как печка ровно стоит – не колышется, так и ребенок по жизни пойдет ровно, твердо стоя на ногах». А чтобы малыш был спокойный некрикливый, родственникам необходимо молчать всю дорогу, когда следуют из роддома домой в день выписки.

Также у народов мари есть огромный спектр банных традиций, связанных с заговорами различных недугов: «Чтобы щекотихи не было, чтобы грыжа не грызла».

– Три камушка из печки-каменки бросают в тазик, чтобы вода забурлила. Этой водой моют ребенка от щекотихи. А чтобы не было грыжи у малыша нужно собрать водичку, капающую с полока и натереть ею ребенка, – рассказала об этих национальных обрядах Маргарита Васильевна.

Несмотря на ушедшие в лету патриархальные времена, в марийском селе до сих пор соблюдают и народные свадебные традиции. Некоторые из них схожи с русскими обычаями. Невесту принято встречать в родительском доме жениха с караваем, солью и иконами. Прежде, чем молодые выходят из машины, им под ноги стелют мех или шубу для того, чтобы молодая семья, ступив ногами в роскошь, так и прожила всю жизнь. От машины до самого свадебного стола для молодых расстилается дорожка, чтобы жизнь молодых была ровная и гладкая.

– На свадьбе родители невесты не должны плясать ни в первый, ни во второй день, а родители жениха наоборот – должны устроить перепляс с молодыми – у них радость: новый человек в хозяйство прибыл, работник, – делится знаниями Маргарита Вохминцева. — А ещё невеста, готовясь к замужеству, за несколько лет до этого начинала шить приданное и складывать его в сундук, где ко дню свадьбы уже имелось определенное количество вышитых полотенец, наволочек, платков, платьев. Марийские платки замужние женщины носили клинышком наверх, показывали богатство марийской вышивки и свои старания.

У каждого населенного пункта в марийской стороне был свой национальный головной убор. К примеру, женщины села Никулята носили «сорока» (своеобразную шапочку), их так и называли «сорокан-мари». Сорока надевалась внутрь платка. Такую «шапочку» каждая невеста шила по своей голове, да и ещё и все волосы умудрялась собирать под неё.

В свадебный день, родственники со стороны жениха забирали невесту. Затем следовал «почешдюш» – обряд, когда родные невесты едут в дом жениха и везут приданное. Там же устраивался торг, где самых маленьких садили на сундук, а родственники жениха должны были сундук выкупить.

Конечно, заранее обе стороны обговаривали какое количество приданного привезет с собой невеста. Зачастую родители невесты отдавали вместе с девушкой телочку или овечку. Вот такие традиции…

Несмотря на разнообразие современных предметов одежды, марийцы сохранили богатство своих орнаментов.

– Марийская национальная рубашка вышита со всех сторон неслучайно: она служит оберегом. Вышивка спереди костюма наносилась, чтобы сберечь мужскую силу. Вышивка на рукаве и спине означала родовой герб со стороны невесты, который передавался только по женской линии, – рассказала Маргарита Васильевна.

Уникальные марийские орнаменты можно увидеть не только на национальной одежде. К примеру, у каждого мастера-ремесленника был свой вензель. Он гравировался для того, чтобы было видно, чья это работа. На ткацком станке, и на всех своих изделиях мастера вырезали один и тот же орнамент, чтобы люди могли покупать инструмент одного мастера, изделия которого пользовались спросом.

Марийская национальная кухня

Марийская культура богата национальными блюдами. Среди самых популярных национальных рецептов обязательно встретишь коман-мелна – трехэтажные блины. Для их приготовления используется сочень, по сути тот же лаваш, но у марийцев получается он тоньше и нежнее. Пресное тесто на сочень готовят, как для пельменей. По словам местных жителей, раскатывают сочень так, чтобы клеенка светилась, и ее было видно через тонкое тесто, а после сушат этот тонкий слой теста на газовой плите. Когда сочень готов, на него выкладывают манную крупу, разбухшую в сметане, а третий слой – чистая сметана, но некоторые кладут сверху ещё и ячневую крупу. Такой трехслойный блин выпекают в печи до готовности.

Второе по популярности марийское национальное блюдо «шурашан-мелна» – двухслойные блины. Для его приготовления необходимо замесить блинное тесто на сметане или простокваше. Утром замачивается ячневая крупа на сметане, чтобы она размокла и набухла. Ее выкладывают на блинный слой теста и выпекают в печи.

А ещё у марийцев есть свой национальный омлет, он называется «пложкамуно». Его состав прост: яйцо размешивают с молоком и ставят в нежаркую печь в блюде.

Среди марийских яств много мясных блюд. Например, «подкоголь» – большие пельмени с мясной начинкой. Уникальным этот рецепт делает ржаная мука в составе теста, а в фарш добавляют ячневую крупу. Заворачивают подкоголь, загибая края, делая их узорчатыми. Подкогли варят в воде и подают к столу, как с бульоном, так и без него. Похожий рецепт и у картакоголя, но в отличие от подкоголей, их выпекают в печи, а фарш делается из прокрученного в мясорубке поросячьего желудка с ячневой крупой.

Есть у марийцев и национальный рецепт кваса. Для его концентрата необходимо два раза пропарить свеклу в печи. После свеклу толкут, перемешивая с ржаной мукой, и лепят лепешки. Затем их выкладывают на противень и выпекают в печи. Этот концентрат может храниться в холщевом мешке несколько лет. При приготовлении кваса эту лепешку заливают водой, добавляют закваску в виде остатка теста от стряпни и оставляют бродить. Когда квас сбродил, его процеживают и подают к столу.

Животноводство

Отрасль животноводства в марийских поселениях всегда была основной, так как она позволяла коренным народам обеспечивать себя необходимыми вещами для жизнедеятельности. По словам Маргариты Вохминцевой тотемное животное у марийцев – овца. Это потому, что овечью шерсть использовали для пряжи, а мясо — на еду. Овцы издревле кормили и одевали людей. Из их шкур шили верхнюю одежду, из шерсти катали валенки. С развитием животноводства появились и местные обычаи.

Когда закалывали барашка, его потрошили и засыпали солью грудную часть тушки для того, чтобы мясо было вкусным. Также для нейтрализации запаха тушу барашка вымачивали в холодной воде десять минут.

– Ещё когда в семье корова отелится, первые три дня хозяевам запрещено было об этом рассказывать. Таинство рождения очень строго соблюдалось и почиталось. Первое молоко у отелившейся коровы — молозиво — марийцы всегда варили. На вкус оно получалось похожее на сыр. Первое молоко давали на пробу мужчине, чтобы на следующий год теленок родился. А если дать женщине – то ждите потом телочку к приплоду. Этот обычай всегда сбывается, – поделилась с читателями «Отечества» традициями, сохраняемыми в народе Маргарита Васильевна.

Екатерина АНТОНОВА.

ФОТО АВТОРА.