Душа моя по каплям собирала свет на чтениях

Автор: Павел ПОПОВ Категория: Репортаж Создано: 08.12.2017 14:41 Просмотров: 759

chtenia
Событием 2017 года в жизни всего Яранска и паломников, прибывших в эти ноябрьские дни в наш город, останутся IX Свято-Матфеевские чтения. На этот раз в ходе их звучала тема: «Нравственные ценности и будущее человечества».

Жизнь заставляет нас снова и снова возвращаться к духовным истокам. «Сама тема чтений», – обратил внимание в приветственном послании участникам чтений губернатор Кировской области И.В. Васильев, – подводит нас к духовным качествам прославленного вятского святого преподобного Матфея Яранского и в день 20 летия его прославления служит нам нравственным ориентиром. Весь исторический опыт показывает, что успешное развитие любого общества невозможно без опоры на духовные и исторические корни. Опираясь на свидетельства о личности преподобного Матфея, нам будет легче ответить на вопросы о важности опыта предыдущих поколений в воспитании молодого поколения, укрепления нравственности. От того, что мы дадим подрастающему поколению с учётом современных вызовов, будет зависеть и благополучие Вятского края и всей нашей страны».

Продолжая мысль главы региона, заместитель министра внутренней информационной политики области В.М. Зайцев призвал нас всех: «Дорогие друзья! Давайте сделаем все, что в наших силах, чтобы в этом зале всегда была молодёжь, которая впитывала бы в себя все самое лучшее и ценное, что есть на славной яранской земле!»

С докладом «Нравственные ценности в современном мире» выступил епископ Яранский и Лузский Паисий. Он начал разговор с того, что «сегодня общество сталкивается с теми проблемами, которые напрямую связаны с той внутренней силой человека, которая отличает его от животного. У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: Бог вложил в человека врождённый закон, который управляет человеком, как капитан кораблём или как наездник лошадью». Сегодня кое-кто утверждает, что на формирование нравственности в человеке влияют внешние силы, то есть нравственность – это нечто приобретённое. Опровергнуть это высказывание несложно. Каждый живущий на земле человек независимо от воспитания и религиозных взглядов, совершая плохой поступок, чувствует некий дискомфорт, корит себя. Этот дискомфорт мы называем совестью. С ранних лет в процессе формирования личности человеку прививают закон нравственности. Его учат прислушиваться к голосу совести, объясняют, что есть хорошо, а что плохо. И уже по мере взросления он встаёт перед выбором: прислушиваться к голосу совести или всячески заглушать его в себе.

Совершая грех, мы пытаемся уговорить себя, что есть люди, поступающие намного хуже нас. Я ещё не плох, а мой сосед, коллега по работе или родственник, намного хуже меня. Как бы это смешно не казалось, но мы стараемся оправдать себя перед собой.

В христианстве нравственность очень тесно связана с духовностью. Христианство учит, что нравственная жизнь представляет высшее благо или истинное счастье. Под ним подразумевается единение с Богом, к которому все мы призваны. Настоящее подлинное счастье не совместимо с отсутствием нравственности. Во все времена и до сих пор люди задаются вопросом: что же все-таки является её мерилом? Сейчас, когда у нас принято все переворачивать с ног на голову, чёрное называть белым, а белое черным, этот вопрос очень важен. В обществе идут серьёзные дискуссии на эту тему. Одни считают, что мерилом нравственности является Бог, другие – закон.

Но все больше становится мнений, что очень опасно, ставить нравственность мерилом человека. Когда сам человек выбирает, что ему считать добром и что – злом. К сожалению, чёткие понятия добра и зла, начинают исчезать из жизни людей. Злом, например, ранее считалось нарушение закона. А если, что-то не запрещено законом, то становится автоматически разрешённым и правильным.

Опрос людей на улицах показывает как мало у нас того, что сейчас считается злом. Например, искусственное прерывание беременности – аборт или легальное убийство детей до их рождения. По статистике за 2015 год в стране было сделано 848 тыс. абортов. Каждый аборт является не только преступлением против Бога, личности человека, но и против государства, так как аборты сокращают его население. Но когда патриарх назвал аборты грехом и выступил с инициативой изъять аборты из системы ОМС, то волна критики и злобы обрушилась на патриарха и на Церковь, причём не со стороны иноверцев, а от людей крещёных. Хотят сделать так, чтобы церковь не называла грех грехом! В связи с этим нужно объяснять людям, что нельзя лишать жизни невинного человека. Сегодня Русская православная церковь вместе с общественными организациями активно этим занимается. В больницах проводятся консультирования беременных против абортов, открываются дома для мам, где беременным женщинам и с детьми оказывают посильную помощь.

Другая есть в обществе сегодня проблема — бесплодие. Аборты делают, а затем страдают от бесплодия! Каждая седьмая пара в мире сталкивается с этим недугом. Последнее достижение медицины позволяет эту проблему бесплодия решить с помощью искусственного оплодотворения или суррогатного материнства. Церковь выступает против таких технологий, потому что их суть в том, что люди хотят контролировать в полной мере все стороны своей жизни, руководствуясь эгоистическими желаниями и не давая воле Божией участвовать в своей судьбе. Кроме того, донорство половых клеток нарушает целостность брачных отношений, заповеданных Богом, допускает вторжение в них третьей стороны. А так называемое суррогатное материнство противоестественно и с точки зрения морали. Мать вынашивает под своим сердцем ребёнка, чтобы впоследствии его отдать или продать его другим людям. С трудом укладывается в голове, что это всё уже есть в нашем обществе, но это — реальность. С точки зрения Евангелия — совершенно недопустимая.

Ещё одной проблемой нравственности, с которой сталкивается общество, является проблема эвтаназии. Широкое распространение получило мнение о том, что человек имеет полное право распоряжаться своей жизнью. И огромное количество самоубийств тому подтверждение.

То есть сначала нам внушили, что женщина имеет право распоряжаться своим ребёнком, которого она не родила. Сейчас уже людям внушили, что каждый имеет право выбора: жить ему или нет… И люди кончают жизнь самоубийством даже из-за мелочных проблем. Одного разговора со священником хватило бы, чтобы понять, что делать в трудной ситуации.

Эвтаназия так же неприемлема. Мы знаем, что человек смертен, но никому неизвестно, в какой период жизни смерть его настигнет. В глубокой старости или в молодости? Некоторой смерти сопутствуют страшные болезни, сопровождаемые порой невыразимыми страданиями. В моменты отчаяния человек, надломленный болью, может обратиться к близким или врачу с просьбой закончить его страдание преждевременным прерыванием его жизни. Как на такие просьбы должен реагировать врач? Эта проблема обсуждается в мире. В России эвтаназия запрещена законом, но вопросы о легализации её периодически появляются. Вопрос об эвтаназии возникает не только взрослой, но и детской! Разве это вопрос не нравственности?!

В основе конфессиональной концепции русской православной церкви об эвтаназии говорится следующее – один Господь является владыкой жизни и смерти. Поэтому Церковь выступает за соблюдение заповеди Божией: не убий, то есть выступает против попытки легализации эвтаназии».

Владыка Паисий озвучил лишь малую часть проблем нашего общества. На самом деле угроз для жизни людей в современном мире – огромное количество и новое время их изобретает все больше и больше. И надо помнить, что от нашей совести, от нашего нравственного выбора зависит то, в каком обществе мы дальше будем жить.