Наказание без преступления

Автор: Александр ДЕНИСОВ Категория: Авторская колонка Создано: 22.08.2015 22:13 Просмотров: 2396

n4obNAfgsТема началась с малого. Представители епархии на встрече с общественностью 11 августа озвучили свои намерения по поводу поддержания в порядке городского сада. И – ничего больше!


Спустя неделю эти слова и заверения подверглись большому сомнению из-за начала работ по строительству жилого корпуса для монастыря. Из-за того, что строители спилили целый ряд деревьев в месте, которое передано под религиозное использование, на территории Благовещенского храма, но которое тем не менее горожане тоже считают частью городского сада. На их памяти всё так и было: когда церковь в горсаду была лишь складом для парковых скамеек, горсад был и здесь, на церковной территории. Теперь всё изменилось. И церковь давно ведёт тут жизнь своего прихода. А теперь обустроит и монастырское подворье.
Деревья мешали строителям. Они посвоевольничали, не ведая, конечно, о сложности яранского восприятия подобных самовольных фактов. Вины своей подрядчики не отрицают. Как, к слову, и заказчик работ, Яранская епархия, признаёт – не проконтролировали, не доглядели… А если бы узнали о таких намерениях – то не позволили. За вину свою готовы отвечать по закону. И возмещать ущерб.
Казалось бы, тема закрыта.
Не тут-то было! Она проявилась в направлении крайнего раздражения группы лиц не только уже действиями по незаконной вырубке деревьев, но и непосредственно монахами, их нерусской национальностью; и самой епархией, и Русской православной церковью; и вообще религией, которая является «опиумом для народа»… Острая тема перешла в состояние истерии, в ходе которой в церковные дела сунули свой нос все желающие и не скупились на «добрые» советы и на прямые оскорбления и даже на призывы: сжечь, растоптать, призвать большевиков на расправу с попами. К рубке деревьев приписали разорение монастырского (XVII века) кладбища, наводя на обывателей ужас сверхживописным описанием торчащих из ковша экскаватора черепов и человеческих костей. Смешно (и страшно!), что в это кто-то верит. Ведь кого-кого, а Церковь не надо учить, как почтительно обращаться с покойниками! Так что получается: группа лиц явно пытается разжечь огонь ненависти там, где по замыслу православных должна поселиться любовь.
Они ведут войну не явную, словесную, атакуя хлёсткими фразами и заваливая гневными заявлениями правоохранительные органы. Последние ведут работу, как это и положено: следствие, показания, объяснения.
Что дальше? С потерей деревьев – остаётся только смириться. Пусть виновные теперь по-своему исправляют ситуацию, возмещая ущерб, возделывая новый сад. Наказать их больше, чем они себя на этот момент наказали, будет неправильно, послужит не созиданию, а разрушению. Потому что может отбить руки добрым намерениям.
Вообще с тревогой наблюдаю в нашем родном Яранске желание обвинять людей во всех смертных грехах только за то, что они хотя бы что-то делают. Формула «не делай добра, не получишь зла» начала работать в нашем городе всё чаще и чаще. И всё больше яраничей занимают в общественной жизни позицию невмешательства ни в какие дела, лишь бы их не трогали.
Психоаналитик и психолог Карен Хорни в своё время определила три основные стратегии, которые используются человеком в общественной жизни, и вывела соответствующие им фигуры. Это:
* «смиренный» – движение к людям. Поиск любви и одобрения (в яранском случае это верующие, представители епархии и наиболее активная интеллигенция);
* «мститель» – выступающий против людей. Имеющий стремление к мести, власти, престижу и самосовершенству через подавление других (в Яранске это небольшая группа людей, проявляющих недовольство тем, что делается, но лишённых возможности делать что-то «своё»);
* «избегатель» – от людей. Кухонный боец. Обо всём имеет суждение, но не предаёт его широкой гласности. Ищет свободу, старается сократить контакты с внешним миром (в Яранском районе – это самая многочисленная публика).
А теперь, внимание – вопрос: «Какой стратегии придерживаешься ты, читатель?»
Александр ДЕНИСОВ.